Мои публикации

Открытый урок обучения грамоте. Буква Ц,ц. 2019

Оформить заказ

Конспект

открытого урока

обучения грамоте

в 1 «Б» классе

по теме:

« Знакомство со звуком ц, буквой Ц,ц.»

Задачи:

• Сформировать у учащихся представление о твёрдом согласном звуке ц,

• Познакомить с обозначением его буквами Ц,ц.

• Развивать фонематический слух, внимание, связную речь, воображение

• Прививать интерес к чтению

Оборудование:

• Корзина с цветами

• Презентация

• Карточки (раздаточный материал)

Ход урока:

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!


2. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку:

Нарядные сестрички

Головками качают,

Всех мёдом угощают.

- Что это? (цветы).  Вынимаю из коробки живое цветы (красного и синего цвета)

- Верно. Какой необычный букет нам прислали.

- Что заметили? ( Цветы красного и синего цвета)

Да. Красные цветы обозначают гласные звуки, синие- согласные звуки)

-Что Вы знаете о звуках? Что это такое?

-На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные. Работа по «Ленте букв»)

- Что Вы можете рассказать об этих цветах? (тюльпаны и ирисы).

(они культурные растения)

- Почему они так называются?

- Ребята, а какое у Вас настроение. (Хорошее).

- Я хочу, чтобы такое позитивное настроение у Вас сохранилось до конца урока.

-Ребята, подберите , пожалуйста, к слову цветы родственные слова. ( цветок, цветочек, цветёт, цветик)

- Почему они называются родственными? (У них одинаковое лексическое значение)

3. Постановка цели урока.

Давайте еще раз назовём эти слова хором .( цветы, и т.д.)

- Что заметили? (Все слова начинаются со звука ц)

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о звуке ц, букве, которой обозначается этот звук)

Я поворачиваю букет.

- Ой, ребята, что я вижу. Букет у нас необычный. В нем записка и цветок..

- Узнали, что это за цветок? («Цветик – семицветик»). Кто помнит, сколько желаний загадала Женя? Какое было самое главное? (Чтобы мальчик Витя был здоров)

- Давайте прочитаем записку.

(Читает хорошо читающий ученик)

Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут девочка Женя.  Я- главная героиня сказки  Валентина Катаева «Цветик –семицветик».Я самая обыкновенная девочка. Как большинство детей, немного рассеянная и невнимательная. Да и кто из нас в детстве не зевал по сторонам, забывая куда и зачем шёл?  Как Вы помните, я очень люблю путешествовать. Эти путешествия я совершала с помощью «Цветика- Семицветика». Я предлагаю Вам  сегодня отправиться со мной в это путешествие в «Цветочный город». А для этого Вы должны произнести волшебные слова. До скорой встречи. Жду Вас. Женя.

-Отправимся в это путешествие? (Да)

- Ребята, а кто из Вас помнит эти слова? ( 1 ученик произносит их).

- Давайте произнесем их хором. (Хором)

Лети – лети лепесток…….


-А чтобы нам полететь, мы должны составить звуковую схему к слову цветик.

- Произнесите слово по слогам. (Хором цве- тик)

- Сколько в нем слогов? (2). Почему? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Назовите 1 слог ( цве)

- Назовите второй слог (тик)

- На какой слог падает ударение? ( на 2)

Один ученик выкладывает у доски, остальные на парте.

-Назовите первый звук в этом слове? (Ц)

- Произнесите этот звук вслух (хором)

-Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый). Объясняют, почему?

- А еще это звук всегда твёрдый, он не имеет пары по твёрдости – мягкости)

- Пока мы летим, давайте проведем артикуляционную зарядку.

Встали.

Цы-цы- цы- мы сажаем огурцы

ЦО-ЦО-цо – у меня красивое лицо

Цу-цу-цу – подбегаю я к крыльцу

Це –це –це – у меня улыбка на лице. Улыбнулись. Спасибо


Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, улыбнулся.

Взвился вверх и полетел.


Девочка Женя хочет проверить, как Вы научились выделять новый звук в слове.

Я называю Вам слова, если Вы услышите звук ц в слове, вы хлопаете в ладоши, если нет  – топаете ногами.

Отец, щука, цыплёнок, овца, курица, цепь, школа.

5. Обозначение звука буквой Ц,ц.

Мы и не заметили , как прилетели в город.

- Как он называется? Прочитайте его название.

- *веточный город.

-Почему не получается прочитать? (Не хватает буквы Ц,ц)

-Давайте с ней познакомимся.

- На что она похожа? (Читаю стихи о букве)

- Теперь мы можем поставить ее на место.

- Ребята, а как Вы думаете, кем могла стать девочка Женя в будущем? Какой могла овладеть профессией? (Ответы детей).

- Ребята, а знаете, есть интересная профессия, Кузнеца.

- Могла она им стать? (Да.)

- Кто из Вас знает, кто такие кузнецы, чем они занимаются?

(Показ слайда)

Из раскалённого железа они куют: подковы, ограды, украшения. Это очень тяжёлая работа. Кузнецы работают в кузницах. Есть кузницы и в городах , и в деревнях.

6. Работа по учебнику.

-Давайте, откроем учебник. На стр.51. Посмотрите на иллюстрацию.

- Таким Вы себе представляете кузнеца? (ответы детей)

- Давайте прочитаем с Вами слова с пометами на этой странице.

(читают слова парами)

- Что заметили? ( Слова стоят во  мн.числе и в ед.числе)

Физкультминутка  (зрительная)

«Бабочка»

Спал цветок

( Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,

слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся,

( Поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

( Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

( Руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)


- А теперь сюрприз!

Девочка Женя приглашает нас отдохнуть!

- Отгадайте?  Куда?  ( У Вас на парте лежат приглашения)

(Написано: Приглашение…….)

- поработайте с анаграммой и отгадайте, куда она нас приглашает?)

Составляют слово ЦИРК.

- Кто из Вас был в цирке?

- Что там можно увидеть?

- Где происходит действие? (на арене)

- Что такое арена? (Это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой проходят представления)

- Давайте прочитаем стихотворение С.Я.Маршака  и узнаем, что его удивило в цирке?

(Читают жужжащим чтением)

- А сейчас немного поиграем… Игра «Составьте слово»

- Переверните листочки, которые у Вас лежат на парте. Из первых букв названий предметов Вам нужно составить слово.

Давайте поработаем в паре. Давайте вспомним, как это делать?

(инструкция)

Как только пара выполнит задание, поднимает руку вверх.



Слова:

Цыплёнок

Аист

Парус

Ложка

Яблоко = ЦАПЛЯ

- Что интересного можете рассказать о ней? (Рассказы детей)

Цапля – болотная птица, обитающая повсеместно. Стоя на одной ноге посреди болота, они дожидаются, пока мимо проплывёт лягушка или рыба. Чтобы дождаться добычу, приходится много времени проводить в холодной воде, поэтому они стоят только на одной ноге, согревая вторую. Именно благодаря этой позе, птичка стала хорошо узнаваемой. Более того, её часто используют в качестве нарицательного имени. Например, «застыл, как цапля».


7. Подведение итогов.

- Какие же Вы молодцы!

- Давайте подведем итог урока, что Вы узнали о букве Ц?

(на доске:  Я научился

                    Мне было интересно узнать…

                    Мне понравилось….

         

- Девочка Женя очень довольна Вашей работой, она благодарит Вас за работу.

- Какое у Вас настроение?

- Женя приготовила для Вас подарок, она дарит Вам корзину цветов. Я попрошу подойти к доске, взять цветок тог цвета, который Вам нравится и поставить его в вазу. ( Цветы приклеиваются к вазе на ватмане).

-  Наш урок я хотела бы закончить словами: говорят, что дети- это цветы жизни. Мои цветы – это Вы, именно Вы приносите мне ежедневно хорошее настроение и радость.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Нет комментариев

Добавить комментарий