Открытый урок обучения грамоте. Буква Ц,ц. 2019 |
Конспект
открытого урока
обучения грамоте
в 1 «Б» классе
по теме:
« Знакомство со звуком ц, буквой Ц,ц.»
Задачи:
• Сформировать у учащихся представление о твёрдом согласном звуке ц,
• Познакомить с обозначением его буквами Ц,ц.
• Развивать фонематический слух, внимание, связную речь, воображение
• Прививать интерес к чтению
Оборудование:
• Корзина с цветами
• Презентация
• Карточки (раздаточный материал)
Ход урока:
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадку:
Нарядные сестрички
Головками качают,
Всех мёдом угощают.
- Что это? (цветы). Вынимаю из коробки живое цветы (красного и синего цвета)
- Верно. Какой необычный букет нам прислали.
- Что заметили? ( Цветы красного и синего цвета)
Да. Красные цветы обозначают гласные звуки, синие- согласные звуки)
-Что Вы знаете о звуках? Что это такое?
-На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные. Работа по «Ленте букв»)
- Что Вы можете рассказать об этих цветах? (тюльпаны и ирисы).
(они культурные растения)
- Почему они так называются?
- Ребята, а какое у Вас настроение. (Хорошее).
- Я хочу, чтобы такое позитивное настроение у Вас сохранилось до конца урока.
-Ребята, подберите , пожалуйста, к слову цветы родственные слова. ( цветок, цветочек, цветёт, цветик)
- Почему они называются родственными? (У них одинаковое лексическое значение)
3. Постановка цели урока.
Давайте еще раз назовём эти слова хором .( цветы, и т.д.)
- Что заметили? (Все слова начинаются со звука ц)
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о звуке ц, букве, которой обозначается этот звук)
Я поворачиваю букет.
- Ой, ребята, что я вижу. Букет у нас необычный. В нем записка и цветок..
- Узнали, что это за цветок? («Цветик – семицветик»). Кто помнит, сколько желаний загадала Женя? Какое было самое главное? (Чтобы мальчик Витя был здоров)
- Давайте прочитаем записку.
(Читает хорошо читающий ученик)
Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут девочка Женя. Я- главная героиня сказки Валентина Катаева «Цветик –семицветик».Я самая обыкновенная девочка. Как большинство детей, немного рассеянная и невнимательная. Да и кто из нас в детстве не зевал по сторонам, забывая куда и зачем шёл? Как Вы помните, я очень люблю путешествовать. Эти путешествия я совершала с помощью «Цветика- Семицветика». Я предлагаю Вам сегодня отправиться со мной в это путешествие в «Цветочный город». А для этого Вы должны произнести волшебные слова. До скорой встречи. Жду Вас. Женя.
-Отправимся в это путешествие? (Да)
- Ребята, а кто из Вас помнит эти слова? ( 1 ученик произносит их).
- Давайте произнесем их хором. (Хором)
Лети – лети лепесток…….
-А чтобы нам полететь, мы должны составить звуковую схему к слову цветик.
- Произнесите слово по слогам. (Хором цве- тик)
- Сколько в нем слогов? (2). Почему? (сколько в слове гласных, столько и слогов)
- Назовите 1 слог ( цве)
- Назовите второй слог (тик)
- На какой слог падает ударение? ( на 2)
Один ученик выкладывает у доски, остальные на парте.
-Назовите первый звук в этом слове? (Ц)
- Произнесите этот звук вслух (хором)
-Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый). Объясняют, почему?
- А еще это звук всегда твёрдый, он не имеет пары по твёрдости – мягкости)
- Пока мы летим, давайте проведем артикуляционную зарядку.
Встали.
Цы-цы- цы- мы сажаем огурцы
ЦО-ЦО-цо – у меня красивое лицо
Цу-цу-цу – подбегаю я к крыльцу
Це –це –це – у меня улыбка на лице. Улыбнулись. Спасибо
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, улыбнулся.
Взвился вверх и полетел.
Девочка Женя хочет проверить, как Вы научились выделять новый звук в слове.
Я называю Вам слова, если Вы услышите звук ц в слове, вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Отец, щука, цыплёнок, овца, курица, цепь, школа.
5. Обозначение звука буквой Ц,ц.
Мы и не заметили , как прилетели в город.
- Как он называется? Прочитайте его название.
- *веточный город.
-Почему не получается прочитать? (Не хватает буквы Ц,ц)
-Давайте с ней познакомимся.
- На что она похожа? (Читаю стихи о букве)
- Теперь мы можем поставить ее на место.
- Ребята, а как Вы думаете, кем могла стать девочка Женя в будущем? Какой могла овладеть профессией? (Ответы детей).
- Ребята, а знаете, есть интересная профессия, Кузнеца.
- Могла она им стать? (Да.)
- Кто из Вас знает, кто такие кузнецы, чем они занимаются?
(Показ слайда)
Из раскалённого железа они куют: подковы, ограды, украшения. Это очень тяжёлая работа. Кузнецы работают в кузницах. Есть кузницы и в городах , и в деревнях.
6. Работа по учебнику.
-Давайте, откроем учебник. На стр.51. Посмотрите на иллюстрацию.
- Таким Вы себе представляете кузнеца? (ответы детей)
- Давайте прочитаем с Вами слова с пометами на этой странице.
(читают слова парами)
- Что заметили? ( Слова стоят во мн.числе и в ед.числе)
Физкультминутка (зрительная)
«Бабочка»
Спал цветок
( Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
( Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
( Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
( Руки согнуты в стороны - выдох)
Взвился вверх и полетел.
( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)
- А теперь сюрприз!
Девочка Женя приглашает нас отдохнуть!
- Отгадайте? Куда? ( У Вас на парте лежат приглашения)
(Написано: Приглашение…….)
- поработайте с анаграммой и отгадайте, куда она нас приглашает?)
Составляют слово ЦИРК.
- Кто из Вас был в цирке?
- Что там можно увидеть?
- Где происходит действие? (на арене)
- Что такое арена? (Это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой проходят представления)
- Давайте прочитаем стихотворение С.Я.Маршака и узнаем, что его удивило в цирке?
(Читают жужжащим чтением)
- А сейчас немного поиграем… Игра «Составьте слово»
- Переверните листочки, которые у Вас лежат на парте. Из первых букв названий предметов Вам нужно составить слово.
Давайте поработаем в паре. Давайте вспомним, как это делать?
(инструкция)
Как только пара выполнит задание, поднимает руку вверх.
Слова:
Цыплёнок
Аист
Парус
Ложка
Яблоко = ЦАПЛЯ
- Что интересного можете рассказать о ней? (Рассказы детей)
Цапля – болотная птица, обитающая повсеместно. Стоя на одной ноге посреди болота, они дожидаются, пока мимо проплывёт лягушка или рыба. Чтобы дождаться добычу, приходится много времени проводить в холодной воде, поэтому они стоят только на одной ноге, согревая вторую. Именно благодаря этой позе, птичка стала хорошо узнаваемой. Более того, её часто используют в качестве нарицательного имени. Например, «застыл, как цапля».
7. Подведение итогов.
- Какие же Вы молодцы!
- Давайте подведем итог урока, что Вы узнали о букве Ц?
(на доске: Я научился
Мне было интересно узнать…
Мне понравилось….
- Девочка Женя очень довольна Вашей работой, она благодарит Вас за работу.
- Какое у Вас настроение?
- Женя приготовила для Вас подарок, она дарит Вам корзину цветов. Я попрошу подойти к доске, взять цветок тог цвета, который Вам нравится и поставить его в вазу. ( Цветы приклеиваются к вазе на ватмане).
- Наш урок я хотела бы закончить словами: говорят, что дети- это цветы жизни. Мои цветы – это Вы, именно Вы приносите мне ежедневно хорошее настроение и радость.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Нет комментариев
Добавить комментарий